К.Э.Ц. |
«Философия знания»
|
К.Э.Циолковский |
К.Э.Ц. 1919г.
|
Предисловие
Константин Эдуардович Циолковский великий Советский учёный изобретатель самоучка (1857 – 1935г.). Часть жизни Константин Эдуардович отдал точным наукам, часть космографии, или изучению вселенной, часть наукам историческим и социалистическим, часть и весьма значительную – изобретениям.
Мысли записанные учёным: «С тех пор, как я сознаю себя меня мучает желание не прожить без пользы для людей. Разумеется, каждый делает своё маленькое дело и тем уже полезен и необходим. И я таким делом не пренебрегал, будучи непрерывно 40 лет учителем. Но не всякий удовлетворится крохотными делами. Если есть сила, охота, желание и вера в себе, в возможность большего, то человек становится мучеником идеи до гробовой доски» …
«Я не говорю, что я не ошибаюсь. Мне кажется, что я прав. И всё же в моих мыслях нет ничего нецензурного. Я во всём мире признан основателем теории реактивных приборов.
Я изобрёл дирижабль, который в СССР признан лучшей системой.
Я первый дал теорию аэроплана.
Я произвёл множество опытов по сопротивлению воздуха. Перечислять всего не могу, многое ещё и не признано. Что же сделали мои судьи, чтобы иметь право запрещать мне свободно выражать свои мысли!» …………
***
Во вселенной господствовал господствует и будет господствовать разум и высшие общественные организации. Разум есть то, что ведёт к вечному благосостоянию каждого атома, разум есть высший или истинный эгоизм. («Монизм Вселенной»)
К.Э.Циолковский.
***
Овладев самостоятельно точными науками, вооружившись этими знаниями, К.Э.Циолковский с помощью своего гениального ума, выразил обще человечным понятным и доступным языком свои мысли в трудах. Мысли учёного ничто иное, как голос разума.
Содержание.
2. Главное в жизни. Маленькая монография. Томление духа
6. Круги знаний. Научной Этики. Прикладные науки
ФИЛОСОФИЯ ЗНАНИНЯ.
Мускулы заменяются силами природы, искусства и ремёсла – машинами, но разум незаменим.
Знание вообще. Происхождение. Цель знания и польза. Наука. Систематизация: общая и частная. Сомнения.
Знание: основа бессилие этики.
Граница: ремесло, искусство, наука. Общее. Смесь знания с уменьем тела и чувств.
Аналогия: растение и животное, мёртвое и живое.
Откуда знание?
Эгоизм. Потребности тела: температура, чистота воздуха, жилище, одежда, утварь, знание местности, климата, материалов, животных.
Пища: растения, почва, плоды, животные, огонь.
Защита.
Орудия борьбы: с врагами, с природой: лесом, болотом.
Передвижение. Вьючные, лодка, плот.
Техника.
Эгоизм: личный, половой, семейный, родовой, государственный, и вообще человеческий.
Любовь ко всему живому и лучшему. Язык, пение, музыка, начертание, письмо, живопись, культура – как общение. Счёт добычи, времени, земли. Распределение имущества.
Знания моральные. Семья, родственные отношения.
Подбор семей, родов, общин, государств.
Стремление к наилучшему. Земледелие, ремесло, искусство, техника, наука, учительство, искание земель, изображений. Море, небеса. Башни и летание.
Мускулы заменяются силами природы, искусства и ремёсла – машинами, но разум незаменим.
Накопление знаний.
Систематизация от простого к сложному. Оценка и место каждого отдела.
Для человеческого существования нужна известная температура, наиболее для него благоприятная. Хорошо, если климат её даёт. А если нет! Тогда нужно знать, как сохранить себя от излишнего холода и жара. Является необходимость в одежде и в жилище.
Вначале знание свойств огня, пещер удовлетворяли человека, затем – свойства одежды. Но одежду уже надо было добывать, а добыча её требовала ещё много знаний: надо уметь охотится, знать свойства зверей, уметь поймать их и победить; а для этого полезны орудия. Появляется представление об орудиях. Шкуру животного также надо не только достать, но и обработать.
Потребность в одежде породила бездну знаний, которые составляют в настоящее время множество отделов техники и ремёсел. Например, обработка волокнистых веществ, кож, мехов, сапожное дело, шапочное и т.д.
Также и необходимость жилищ породили архитектуру, учение о строительных материалах и их обработке, столярное, плотничье искусство... Далее потребность в посуде, утвари… создали гончарное дело, стеклянное, металлургию…
Защита тела от насекомых, врагов и диких зверей дали начало новым техническим производствам вплоть до самых совершенных орудий истребления.
Добывание пищи породили скотоводство, земледелие, обработку зёрен, плодов, молочных продуктов и мяса. Теперь дошли уже до кулинарного искусства. Но и оно с течением времени; должно перейти в очень серьёзную область техники, руководимой самой строгой наукой.
Человек способен был понять материальные выгоды общения, что породило знание языка, понимание души, способность согласных действий при войне и работе, представление об общественных добродетелях.
Маленькая монография. Томление духа.
Иванов родился здоровым физически, нравственно и умственно. В детские годы он только воспринимал, наслаждался жизнью… далее стремился просто к счастью, к благам жизни. Но потом заговорили ум и совесть…
Нам дана жизнь, но что же из неё сделать? Конечно принести наибольшую пользу себе и людям! С тех пор как Иванов получил высшее сознание, он постоянно задавал себе этот вопрос. Поделает, поделает что—нибудь и остановится: так ли он делает, то ли делает, нет ли дела лучшего важнейшего! Он переходил к другому делу, к другим мыслям и так продолжал всю жизнь…
Но что лучше – производить хлеб, фрукты, одежду, жилище? Но судьба не поставила его в этом направлении. Да и не переходил он к нему, не стремился. Размышления показывали ему, что идеи могли дать плоды в миллионы раз обильнейшие… Например, изобретатели паровой машины дали могучую силу, которая увеличила производительность человеческого труда на многие миллионы работников. Так в одной Англии на человека приходится 20 паровых работников, покорных рабов, никогда не умирающих и с каждым веком усиливающихся. Они служили причиной появления избытка всякого рода продуктов… Итак, результат, полученный изобретателем может в миллиарды раз превышать добытое одним земледельцем или рабочим первобытными способами или даже с помощью лучших современных орудий… Политическая экономия показывает нам, что машины увеличивают производительность труда в сотни раз. Железо-30, мыло-19, обувь-9, гайки-3000, веретено-100, пряжа-180, булавки-312 раз.
Проповедник добра, доказывая безумие войн, устранил массу бедствий и сделал может быть, более изобретателя… Представитель науки указал людям техники новые пути и таким образом послужил причиной новых благодетельных изобретений…
Учительство, профессия Иванова, – казалась ему не менее производительным, чем труд земледельца или рабочего. Знания косвенно служат – также причиной накопления жизненных продуктов. Но он всё же считал учительское дело очень маленьким, подобным труду ремесленника и глядел на него, как на одно из неизбежных человеческих дел, без чего не мыслим кусок хлеба и самостоятельность.
Влекла же Иванова в сторону более всего область изобретений. Что может быть важнее путей сообщения? Иванов остановился на воздухоплавании, как наиболее плодотворном способе передвижения. Употребил уйму труда, печатал в столичных журналах специальные работы с тысячами формул высшей математики… выяснил дело до очевидности… по крайней мере для некоторых… И что же! Нашёл так мало сочувствия, что его далеко не оказалось достаточным для осуществления… Великое дело гибло… Отчего? Низкий уровень общества, дурной социальный строй, невозможность пропаганды, слабость материальная…
В неудаче он стал себя утешать и искать работы ещё более плодотворной.
Истина, когда ни будь победит и принесёт свои плоды, хотя он их и не увидит… Ничего, что успех ещё не увенчал мысль… И вот последняя мчит его ещё дальше… обращает взоры на небеса… Идея о завоевании вселенной его осенила…
Но и это не могло поглотить Иванова целиком. Он думал; ну допустим, что я открыл новое очень выгодное средство перевозки грузов и людей, найду даже способ непосредственного сообщения с мировыми пространствами… и всё осуществлю… Правда я произведу таким образом неисчислимое количество железного, … но нет ли чего ещё высшего, ещё более плодотворного?! Раз я самый талантливый, думал Иванов? – сколько людей равных мне по силе ума и какое множество ещё выше и даровитее меня. Вот я, Иванов, бьюсь и не могу пробиться… Бездна неблагоприятных условий мешает моей деятельности, заглушает её, не даёт ей развернуться и принести плоды. Как бы хорошо было отыскать все отмеченные Богом таланты, выдвинуть их, поддержать, обласкать, поставить на ноги… Сколько бы добра людям они могли принести!! Этот плод думал Иванов, был бы ещё в миллионы раз больше чем плод, принесённый моим личным непосредственным трудом изобретателя.
Хорошо было бы объяснить людям, как важно для них выдвинуть высших людей и каким способом это сделать!!.. И Иванов занялся этим.
Новая полоса мысли отняла у него очень значительную часть его досуга. Результатом этой полосы его жизни были многие печатные и неизданные ещё труды о свойствах человеческой души, об идеальном общественном строе и т.д.
Человечество достигнет высочайшего благополучия, думал Иванов далее, – но члены его вымирают один за другим. Можно ли считать их после этого счастливыми? Правда, выдвинутые гениальные люди занялись бы этим вопросом и решили бы его лучше и вернее моего, но когда-то они выдвинуться, когда-то они его решат…
Иванова сейчас томит тоска о будущем, о смерти, ему сейчас нужно решение… Что будет с ним после смерти, каков самый процесс умирания, что представляет сама жизнь, какому закону она подчиняется, нельзя ли изменить её и эти законы в пользу человечества?..
И вот Иванов нетерпеливо ломает голову над этими новыми задачами.
Без благоприятного решения и жизнь не мила, и силы падают. Решив их по-своему и выразив это особым сочинением, он всё же сомневается над своим решением, находит его малоутешительным и, по всей вероятности, неверным. Как он средний человек может решить такие сложные проблемы. Так мало времени даёт жизнь, так ничтожны знания…
Если бы он и был во всеоружии науки и гения, то ведь нельзя же забыть, что и сама наука не безукоризненна, но и представляет лишь каплю знаний в целом море невежества… Ничего законченного она не представляет и есть только попытка, начало, азбука знаний… Ведь и существует она момент в бесконечности времён… И не может она сейчас дать венца.
И опять возвращается Иванов к мыслям о гениях, об разыскании их, лучшем социальном строе, который бы их выдвинул, о благоприятных условиях их деятельности, о их плодотворной работе, о движении человечества вперёд по пути знания и совершенства…
Ну отыскали бы гениев. Но, ведь, их так не много… Нельзя ли их сделать многочисленными, нельзя ли и весь род человеческий превратить в высшую расу, где что ни человечки, – то талант. Все великолепно одарены, хотя и в разной степени.
И вот обольстительные картины увлекают Иванова в область преобразования человечества – нравственного, умственного и физического.
Он записывает свои мысли. В них соединяется научная вера в вечность жизни, и в субъективную её непрерывность – вместе с описанием устройства общества в разные времена, его движение вперёд, его совершенствование, расселение в солнечной системе и образование совершенно новых высших пород…
Мысли эти утешительны для всего сущего: живого и мёртвого. Он невольно приходит к мыслям Христа и признаёт их верность.
Что бы быть кузнецом, плотником, земледельцем, надо не только иметь силу мускулов, их ловкость сноровку, но и некоторое знание.
Что бы быть музыкантом, творцом, художником, мало развитых мускулов, силы пальцев, особенных свойств слуха, зрения, но и знание. Итак, ремёсла и искусства требуют знания.
С развитием техники, сила мускулов заменяется упругостью пара и разного рода двигателями, искусство и ловкость мускулов – машинами. Значит ремёсла со временем должны превратится в знание. Даже искусство понемногу замещается машинами. Правда это замещение ещё далеко от совершенства. Граммофон не заменяет певца, но механический теперь иногда исполняет музыку лучше музыканта. Фотография имеет достоинства, с которыми не сравнятся ни одному живописцу, хотя и последний пока не заменим. Я хочу сказать, что в будущем не только ремёсла, но и искусства сведутся к знанию.
Ремёсла служат основанием или началом технологии, технология же получает начало от чистого знания или науки. Но и последнюю нельзя считать совершенно свободной от примеси искусства рук и чувств. Так естественные науки требуют непрерывных опытов, где не малую роль играют органы чувств, способность наблюдения, внимания и даже искусные и расторопные руки.
Если же и наука не нуждается в ловкости мускулов и изощрённости чувств, то не только её, но и ремёсла и изящные искусства приходится относить к области знаний.
Цель читаемого предмета показать происхождение разного рода знаний, их цель, их порядок или классификацию, значение каждого отдела знаний, наиболее важное в каждой науке, направление, которому должно следовать знание.
Знание бывает разных сортов. Может быть знание никому не нужное. Если мы будем изучать форму дождевой лужи, её глубину в разных местах, то едва ли это знание можно считать почтенным. Можно считать песчинки, переносить землю: нас не похвалят. Также одно знание может быть гораздо важнее другого, хотя и оба нужны. Но всё же человек предпочтёт прежде усвоить больше нужное ему знание.
Какое множество наук мы видим? Какое множество учёных книг в библиотеках разных народов. Что бы только перечитать их оглавления, нужно чуть не целую жизнь. Что же читать? Как разобраться в этом дремучем лесу? Не заблудиться ли тут самый здоровый, самый сильный? Не опустит ли руки не скажет ли в отчаяние: а ну вас к чёрту… Даже названия отдельных наук трудно перечислить.
Нам поможет классификация знаний или распределение их в известном порядке, именно от простого к сложному.
Элементы знания, следующие:
На этом основании всю систему знаний распределим в следующем порядке:
Математика: арифметика, алгебра, так называемая высшая математика.
Геометрия, или наука, касающаяся только протяжения, поверхности, объёма и формы тел.
Механика твёрдых жидких и газообразных тел.
Физика, т.е. учение о силах, теплоте, свете, магнетизме и электричестве, вообще о таких явлениях, при которых молекула остаётся мало – изменённой.
Химия; или учение о явлениях, при которых молекулы разлагаются на атомы, которые образуют новые комбинации или новые молекулы, с другими свойствами.
Радиология изучает явления, при которых нарушается целость атома.
Биология: наука о растениях и животных, вообще о жизни всяких существ.
Психология, или учение о душе человека и животных.
Высшие силы, Первопричина.
Вот и все науки. Они относятся о веществе, организованном и неорганизованном т.е. о живом и мёртвом.
Все остальные науки суть науки прикладные, т.е. они рождаются от приложения нескольких наук к изучению какого ни будь предмета. Таковы: геодезия, география, астрономия, технология, медицина, история человечества, социология, антропология и т.д.
Научной Этики.
Прикладные науки.
О земле. Геология, минералогия, палеонтология, геодезия, география, океанография, аэрология, метеорология. Флора и фауна страны.
От земли к небу. Астрономическая география. Космография.
Вселенная. Астрономия. Динамика неба. Астрофизика. Селенография. Земля, солнце, солнечная система, млечный путь, вселенная. Эволюция вселенной. Эволюция земли.
О человеке. Антропология. Социология. История всеобщая, история отдельного народа, история вождя, история определённого времени, история культуры, история страны, история изобретения, история гения. Педагогика.
Растение. Ботаника, физиология растений, анатомия растений, эволюция растений.
Животное. Зоология. Анатомия и физиология животных. Эмбриология. Гистология. Органология. Эволюция животных. Сравнительная анатомия и физиология.
Медицина животных (ветеринария), человека. Аллопатия, гидропатия, гомеопатия, электропатия.
Технология. Металлургия. Текстильное дело. Кулинария. Парфюмерия. Агрокультура. Мыловарение. Обработка дерева. Архитектура. Керамика.
Ремёсла.