.

Циолковский Константин Эдуардович

Спокойствие и радость

1920г.

.

Предисловие

Константин Эдуардович Циолковский великий Советский учёный изобретатель самоучка (1857 – 1935г.). Часть жизни Константин Эдуардович отдал точным наукам, часть космографии, или изучению вселенной, часть наукам историческим и социалистическим, часть и весьма значительную – изобретениям.

Мысли, записанные учёным: «С тех пор, как я сознаю себя меня мучает желание не прожить без пользы для людей. Разумеется, каждый делает своё маленькое дело и тем уже полезен и необходим. И я таким делом не пренебрегал, будучи непрерывно 40 лет учителем. Но не всякий удовлетворится крохотными делами. Если есть сила, охота, желание и вера в себе, в возможность большего, то человек становится мучеником идеи до гробовой доски» …

«Я не говорю, что я не ошибаюсь. Мне кажется, что я прав. И всё же в моих мыслях нет ничего нецензурного. Я во всём мире признан основателем теории реактивных приборов.

Я изобрёл дирижабль, который в СССР признан лучшей системой.

Я первый дал теорию аэроплана.

Я произвёл множество опытов по сопротивлению воздуха. Перечислять всего не могу, многое ещё и не признано. Что же сделали мои судьи, чтобы иметь право запрещать мне свободно выражать свои мысли!» …………

***

Во вселенной господствовал господствует и будет господствовать разум и высшие общественные организации. Разум есть то, что ведёт к вечному благосостоянию каждого атома, разум есть высший или истинный эгоизм. («Монизм Вселенной») К.Э.Циолковский.

***

Овладев самостоятельно точными науками, вооружившись этими знаниями, К.Э.Циолковский с помощью своего гениального ума, выразил обще человечным понятным и доступным языком свои мысли в трудах. Мысли учёного ничто иное, как голос разума.

.

СПОКОЙСТВИЕ И РАДОСТЬ.

(1920г.)

1. ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

Как счастлив будет каждый человек, когда узнает, что мудрость и выгода всего сущего требуют закона милосердия! Как он будет спокоен, когда узнает, что он не будет отвечать за то злое наследство, которое он получил от своих родителей или условий окружающей среды. Нет казни, нет наказания, нет мести, а есть только мудрость, милосердие и любовь ко всему сущему.

Если я самый страшный преступник, кидающийся на людей, как волк или бешеная собака, то и то меня не убивают, не мучают, а только лечат, учат, исправляют, а если это безрезультатно, или не по силам современному обществу , то только устраняют от людей, изолируют, делают безвредным и лишают потомства (и то не всегда).

Если я, по недосмотру общества, уже совершил преступление, то и это не вызывает отмщения и не изменяет ко мне отношения общества. Каждому своё место в этом вся суть, и преступнику и несовершенному не месть, а помощь и в крайнем случае уединение, лишение свободы в необходимой для безопасности общества степени.

Самый ужасный злодей не лишится своих прав, если предоставление этих прав не делает его вредным для мира.

Но не сразу надо делать переход к идеальному отношению людей, а постепенно: чем скорее, тем лучше. Понемногу надо сокращать обычные наказания, помаленьку устранять страх возмездия и т.д. Из скачков ничего хорошего не выйдет, кроме новых мук.

2. ССОРЫ.

В семье или в обществе, каждый хочет проявить свою волю и управлять семейным или общественных кораблём по своему желанию и разуму. Каждый руководствуется своими познаниями, силой ума, инстинктами, страстями и слабостями.

А так как всё это у людей очень различно, то и начинаются несогласия и противоречия в действиях. Это вызывает недовольство, ссоры вплоть до убийства.

Если бы все люди были совершенны и руководствовались чистым разумом, то действия и мысли их были бы согласны.

Откуда это стремление каждого царствовать и управлять? Может быть, сначала человек управлял жёнами и детьми, более слабыми и глупыми, что ему и удавалось. Способность управления родом, семьёй были полезны каждому, так как семья преодолевала одиночку, или человека бесхарактерного, человека без воли, не умеющего объединить семью. На последнего садились верхом и могли заездить, как животное.

Способность управления или характер есть высшее свойство человека. Его очень мало у животных. Поэтому стадо мирно пасётся, а люди ссорятся даже в маленькой семье.

Как избежать этих ссор?! Приходится уступать, забыть о собственности, о правах, о желаниях, о страстях, забыть свою волю и желания, молчать на резкое слово, прощать обиду и т.д.

Не всегда и не во всём это хорошо. Действительно, тогда может проявить свою волю более характерный, но ограниченный, нахальный, иногда преступный и даже глупый субъект семьи. В общем, чем ограниченнее человек, тем воля его сильнее и обратно, это компенсация природы: мало одного, так много другого.

Как же быть? Безвольные должны развивать свою волю, а наглые её обуздывать и развивать ум.

Но всё же без управления, единства, без воли одного, без согласия общество будет бессильным стадом, а не высшей силой.

Многое нельзя делать без полного единения и послушания всех одному. Поэтому одна часть деятельности субъективная, индивидуальная должна быть вполне независима, а другая, общественная, должна подчиняться одной воле, одной мысли.

Конечно, должны быть выборы представителя единой общественной мысли. Такому необходимо абсолютное повиновение, пока не выбрали иного, что можно сделать через условный срок, по общественному праву.

Люди с сильной волей, дурным характером, неуменьем повиноваться, индивидуалисты могут жить в хуторах, где и проявлять свою волю, только не над людьми и высшими животными.

3. РОВНОСТЬ НАСТРОЕНИЯ.

Не мало способствует мирной жизни общества хорошее настроение членов. Человек, хорошо настроенный, терпеливее, смиреннее, уживчивее, справедливее, умнее, беспристрастнее, добрее, великодушнее одним словом он менее склонен к ссорам и неразумным поступкам. Хорошее же настроение зависит в сильной степени от нас самих.

Большинство стремится к радостям. Но человек редко знает, что за каждую радость приходится платить страданием. Например, за удовлетворение вкуса следует страдание, называемое голодом, скукой. За приятностью выпивки следует тяжёлое похмелье. За возбуждением нервов упадок сил, весьма неприятный.

Особенно портят характер и причиняют великие страдания искусственные радости: возбуждение вином, табаком, опиумом, морфием, кофе, чаем и т.д. Они не только причиняют мучения, но и разрушают преждевременно, а иногда и очень быстро, здоровье. Надо их совершенно избегать даже чая, кофе и вина.

Временное исключение может быть сделано только для больных.

Возбуждение нервов посредством сладострастной музыки также сопровождается похмельем, как и пьянство.

Всякие неестественные возбуждения нервов, так называемый разврат, губителен не только для спокойствия души, но и для здоровья тела. Будем избегать их, как разбойников.

Невозможно пока большинству людей лишиться вполне наслаждений половой любви. Они также колеблют особенно болезненно человеческую душу и причиняют муки.

Любовь должна быть самой простой, естественной и осуществимой. Всего лучше, если она хоть отчасти подчинится разуму, медицине, и общественному контролю. Больным, слабым, старым и бессильным лучше всего совершенно отказаться от половой любви и женщин. Они будут чувствовать себя гораздо ровнее и здоровее.

Здоровым и молодым полезнее умеренность. Неумеренность возбуждает отвращение к полу и способствует ссорам и разрыву, т.е. несчастию для супругов и детей.

Есть страсти и инстинкты, которых ни один человек пока избегнуть не может. Удовлетворение их приятно, промежутки же между удовлетворениями сопровождаются некоторой тягостью жизни, но не очень значительной. В пример можно привести питание. Но и тут надо избегать изысканных кушаньев, с разными пряностями и гастрономическими тонкостями.

Всё это не только вредно в деле настроения, но и способствует ожирению тела, множеству болезней и разрушению его. Пища должна быть приготовлена великолепно, согласно науке и потребностям каждого человека. Но лучше, если возбуждающих сладострастие веществ будет как можно меньше. Идеальным будет то питание, которое, давая здоровье и силу телу, не даёт ему наслаждений. Пока это неосуществимо (пища без вкуса плохо переваривается) и поэтому человек обязательно, в промежутках между едой, будет немного томиться.

Если бы человек мог во всех случаях удовлетворения страстей и инстинктов избегнуть наслаждения, то он одновременно избегнул бы и страдания. Тогда жизнь его была бы ровна, безоблачна, не было бы томления жизни, не было бы её тяжести и слабости. Работоспособность достигла бы высшей степени, здоровье также.

Трудно вообразить даже себе такого человека. Его название и характеристика: бодрый, сильный, деятельный, счастливый, так как не было бы жизненного томления.

Но, пока, мы люди, не можем избежать низких радостей вроде удовлетворения аппетита и полового чувства. Поэтому не можем избегнуть вполне и периодической жизненной горести. Мы можем только облегчить её избегая искусственных (грубых или тонких) и бесплодных наслаждений.

Есть естественные и пока неизбежные горести. Не надо избегать их, если они по силам нам. Этим мы готовим себе в будущем приятное удовлетворение или ровность чувства. Таковы: тягости рождения детей женщинами, потери близких, болезни. Я хочу сказать, что при естественных и неизбежных огорчениях, если они по силам нам и не грозят смертью или расстройством духа и здоровья, не надо прибегать, например, к ослаблению страданий вином, или другими возбуждающими средствами.

Лучше если, бы и этих страданий не было, их и не будет: эти мучения сократит наука или медицина. Они тоже не способствуют здоровью. Но если они неизбежны потерпим. Некоторые из этих страданий можно, ослабить простым способом и теперь: не надо для этого (по животному) привязываться к детям, родным и друзьям. Источник страданий, при потере близких, именно в нашей привязанности к ним. Правда, избежать привязанности также трудно. Но если мы больше будем любить правду и человечество, то меньше будет места для животных страстей. Потерять же истину и человечество трудно.

Нельзя избежать (пока) также радости детства, юных и молодых лет. Они неизбежно оплачиваются в зрелых и старых годах страданиями. Но будет другая жизнь, другое её начало, другое вечное её течение и тогда не будет и мук старости, и смерти, так как не будет и увядания жизни. Увядающая жизнь будет возобновляться. Но это вдали, а пока здоровой и умеренной молодостью, разумной старостью мы можем так растянуть увядание жизни, так её продолжить, что и сама старость будет незначительной и переносимой человеком тягостью.

4. ДУША И ДУХ

Под душой большей частью подразумевают совокупность телесных свойств человека, или животного. Например, его чувства голода, любви, привязанности, злобы, добра, наклонностей, его умственные свойства: память, логичность, взгляды, привязанности. Иногда сюда присоединяют даже свойства органов чувств: слух, зрение и т.д.

Все душевные и физические свойства организма зависят от устройства его тела и мозга. Они есть почти у всех существ и следовательно душу имеют все существа. Но тело и нервные узлы или заменяющие их клетки способны к разложению, расстройству, разрушению. Поэтому душевные свойства также могут исчезнуть и поэтому, душа у всех животных, также, как и у человека, разрушается вместе с разрушением тела или мозга.

Мы говорим, что она смертна. Это очевидно, для естественников, хотя и не очевидно для большинства людей. Они думают, что если не все, то многие свойства души бессмертны.

Но тогда также бессмертны и душевные свойстве собаки, обезьяны, коровы, свиньи, мухи, вши и т.д. Ведь резкой границы между животными и человеком нет, как нет её и между «мёртвым» и «живым» миром.

Теперь распространилось естественно-научное образование. Биологические сведения проникли к философам, историкам, психологам, лингвистам, богословам и т.д. Как же они примиряют физиологические знания с средневековыми заблуждениями, с своим представлениям о бессмертии души? Как объясняют ясную зависимость всяких душевных свойств человека и животного от устройства тела и мозга? Как объясняют, что каждое местное повреждение мозга сопровождается потерей или ослаблением каких-либо душевных или физических способностей человека. (Передовые мыслители мудрецы ещё в древние века чувствовали эту зависимость)?

А вот как: физиологическая зависимость есть только, предустановленная творцом «гармония», которая случайно, или по его воле, совпадает с душевными свойствами, которые существуют сами по себе и не уничтожаемы. Так думать значит лгать и обманывать самого себя и других, закрывать глаза, отказаться от разума.

Это совпадение физического и душевного, по их мнению, только иллюзия.

Вот до чего дошёл человек с его стремлением во что бы то ни стало вечно жить, жить после смерти и не только жить, но и сохранить все свои старые свойства, связи с людьми и с земной жизнью! Но стоят ли они того? Один из недостатков человека его консерватизм, желание сохранить прошедшее и не изменяться (что прошло, то будет мило).

Итак, мы думаем, что со смертью душа разрушается, как разрушается тело и что это относится одинаково ко всем существам, на какой бы высокой степени они не стояли.

Но неужели нет ничего, что бы оставалось от животных после их смерти или разрушения? Наука говорит, что остаются неразрушимыми элементарные тела, из которых состоит живое тело, т.е. кислород, углерод, кальций, сера, хлор, железо, азот и т.д. Число таких элементов доходит до 92 (хотя не все они входят в состав земных организмов). Но оно должно увеличиваться.

Теперь наука и эти элементы не считает постоянными, хотя их целость может продолжаться миллионы и триллионы лет. Есть, вероятно, общее начало материи и всего сущего, общий и однообразный элемент, который мы назовём духом материи, духом всего (Сейчас за начало материи принимают водород, но он очевидно сложен). Вот он то абсолютно бессмертен, принимает невозможные формы от человека и ангелов (потомков человека или ещё высших существ) до животных, растений, бактерий и камней. Он способен всегда ожить, т.е. всегда потенциально жив. Он то и сохраняется неизменным у всего существующего живого и мёртвого.

Это общее, живое и действительно нетленное и бессмертное начало всего мы и называем духом.

Значит, существует бессмертный дух, но не у человека только, а у всего существующего. Мы лишь условно называем мёртвым то, что не имеет вида животных или растений. И впредь будем так же говорить. Но в высшем, научном, философском смысле мёртвого ничего нет: все живёт своеобразной неизвестной жизнью и может каждую секунду перейти в известную нам форму: человека, животных, растений или высших существ (назовём их ангелами, высшими людьми, или, как принято, нелепым названием сверхчеловеками).

Живой земной мир быстро развивается и образует всё высшие и высшие формы существ. Через несколько тысяч или миллионов лет не будет на нём ни животных, ни несовершенного теперешнего человека. После нашей смерти наш бессмертный дух (атом) снова попадает в живое существо и живёт его жизнью.

Расчёт математический показывает, что вероятность этого возникновения определяется миллионами лет. Таким образом, когда снова возникнет к сложной жизни наш атом (дух) или атом других (бывших) ещё менее совершенных существ, то на Земле уже ничего не будет, кроме высших форм (ангелов или сверхлюдей). И поэтому атому (духу или сущности материи) остаётся только принять форму последних, т.е. высших существ.

Значит, существует воскресение для всего сущего, которое возможно только в совершенных формах, при полном забвении всего прошедшего и без всякой очевидной и формальной с ним связи.

Промежуток между смертью и воскресением долгонек. Но длинен он лишь для живущих, для умерших же он равняется нулю. Миллионы лет проходят как бы в обмороке, в крепком сне и момент кончины каждого существа сливается субъективно с его новой прекрасной жизнью. Смерть есть рождение для принятия совершенной жизни.

Обмен материи, как показывает современная наука, не ограничивается только Земным шаром, но и проникает в бездну иных миров, иных планет, где жизнь на большинстве их уже достигла высоких степеней и вытеснила животную и несовершенную.

Так что единая основа космоса, или его дух достигает в своём движении отдалённых планет и там возникает.

Отсюда видно, что наши последующие рождения возможны не только на Земле, но и на самых отдалённых планетах млечного пути. И, наоборот, сами мы несчастные жители Земли, игрой судьбы, возникли, может быть, от высших отдалённых существ, живших когда-то на иных планетах, даже на иных млечных путях. Колесо фортуны вращается и дух на нём то спускается вниз, то поднимается на недосягаемую высоту совершенства.

Однако того и другого не поровну. На развитие планетных существ и достижение ими совершенства тратится, сравнительно, ничтожное время, тогда как период жизни в совершенных формах протекает гораздо дольше. Если развитие совершается в единицу времени, напр., в миллион лет, то период зрелого существования продолжается, примерно, триллион лет, т.е. в биллион раз дольше. Отсюда видно, что бесконечные миры или планеты космоса находятся почти всегда в совершенном и блаженном состоянии. Может быть, только биллионная доля всех планет находится в печальном периоде развития, в каком находится сейчас живой мир Земли.

Наша страдальческая несовершенная земная жизнь есть только очень маловероятная случайность, постигшая нашу планету и наш дух. Это попавший нам плохой билет, число которых в счастливой лотерее космоса в биллионы раз меньше, чем хороших. Смерть даст нам уже другой билет удачный, вероятность получить который в биллионы раз возможнее, чем плохой. Высказанные тут взгляды должны устранить страх смерти, породить твёрдую надежду на вечное блаженное существование, скрасить эту жизнь и придать ей силу и здоровье.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *