Редакция по рукописям автора |
«Механизм высших животных и их чувства» статья (не окончена) |
К.Э.Циолковский. |
К.Э.Циолковский |
Предисловие
Константин Эдуардович Циолковский великий Советский учёный изобретатель самоучка (1857 – 1935г.). Часть жизни Константин Эдуардович отдал точным наукам, часть космографии, или изучению вселенной, часть наукам историческим и социалистическим, часть и весьма значительную – изобретениям.
Мысли, записанные учёным: «С тех пор, как я сознаю себя меня мучает желание не прожить без пользы для людей. Разумеется, каждый делает своё маленькое дело и тем уже полезен и необходим. И я таким делом не пренебрегал, будучи непрерывно 40 лет учителем. Но не всякий удовлетворится крохотными делами. Если есть сила, охота, желание и вера в себе, в возможность большего, то человек становится мучеником идеи до гробовой доски» …
«Я не говорю, что я не ошибаюсь. Мне кажется, что я прав. И всё же в моих мыслях нет ничего нецензурного. Я во всём мире признан основателем теории реактивных приборов.
Я изобрёл дирижабль, который в СССР признан лучшей системой.
Я первый дал теорию аэроплана.
Я произвёл множество опытов по сопротивлению воздуха. Перечислять всего не могу, многое ещё и не признано. Что же сделали мои судьи, чтобы иметь право запрещать мне свободно выражать свои мысли!» …………
***
Во вселенной господствовал господствует и будет господствовать разум и высшие общественные организации. Разум есть то, что ведёт к вечному благосостоянию каждого атома, разум есть высший или истинный эгоизм. («Монизм Вселенной») К.Э.Циолковский.
***
Овладев самостоятельно точными науками, вооружившись этими знаниями, К.Э.Циолковский с помощью своего гениального ума, выразил обще человечным понятным и доступным языком свои мысли в трудах. Мысли учёного ничто иное, как голос разума.
МЕХАНИЗМ ВЫСШИХ ЖИВОТНЫХ И ИХ ЧУВСТВА.
(15 августа 1933Г.).
Человек, например, устроен так, чтобы все его действия служили к сохранению его тела, размножению и улучшению рода. Но и другие существа в таком же роде. Возьмём человека, как животное более известное нам, более понятное и изученное.
Преобладающее его действие – сохранение целости собственного тела. Если этой целости ничто не грозит, то преобладает действие, клонящееся к питанию. Если и этому ничто не угрожает, то главенствует половое чувство. Если и оно утолено, то является на сцену улучшение рода, т.е. выбор лучшей жены или лучшего мужа.
Что это так, видно из следующего. Человек, которому грозит смерть, легко уступает всякое богатство и всякого супруга, лишь бы сохранить жизнь. Если он цел, но умирает с голоду, то готов всё отдать, чтобы насытится. Если цел и сыт, но не имеет полового удовлетворения, то готов пожертвовать родом, т.е. удовлетворяется любым супругом и даже неестественностью. Если же всё это имеет, но не имеет хорошего супруга, то ради него охотно отказывается от всего прочего.
Эти действия совершаются сами собой, автоматически, потому что так устроен механизм, животного. Положим, что человека собираются убить. Чтобы сохранить жизнь он отказывается от всех благ: от супруга, детей, родных, роскоши, имущества и прочего. Но иногда воображение его недостаточно сильно, и он не отрекается от других желаний, пока его не предадут мучениям. В таком случае он обязательно от всего отрекается – даже от чести и правды.
Конечно, есть исключения. Но я говорю вообще.
Как же это происходит? Страх смерти, муки, или желание жить заставляют умолкнуть всю нервную деятельность головного мозга, кроме идей и действий, способных отстоять жизнь. Эта нервная деятельность частичная, узкая и потому довольно слабая. В общем деятельность мозга страшно падает и это служит причиной страдания. Нам кажется, что страдание направляет наши поступки, но это неправда. Человек автоматичен. Страдание он испытывает, а про механизм мозга ничего не знает. Потому и приписывает причину своих поступков страданию, сущности которого он не знает.
Как же происходит замедление или погашение значительной части нервной системы головного мозга? Это неизвестно, но можно строить гипотезы. Известно, что есть мускулы, сжимающие кровеносные сосуды и замедляющие или усиливающие приток крови к органу, например, к головному мозгу, к коже и прочим. Эти кольцевые мускулы повинуются нервам, связанным с головным мозгом. Допустим, что все идеи, клонящиеся к избавлению от казни, питаются такими-то кровеносными сосудами, а остальные идеи — другими. Приток крови к этим другим автоматически запирается, а к первым усиливается. Нервы (идеи) и возбуждённые ими действия, от которых зависит сохранение жизни, одни только и будут действовать. Они и спасают человека. Но что же производит запирание одних сосудов и расширение других? Это особые нервы (вазомоторные), идущие от идей (нервные узлы) смерти или разрушения. Они последними и возбуждаются.
Приведём другой случай. Пусть желудок пуст. Нервы разбужены этим обстоятельством, запирают все кровеносные сосуды мозга, кроме тех, которые поддерживают (или оживляют) идеи питания и его средства. Эти же части мозга заставляют мускулы влечь человека к источнику питания. Таким образом животное не остаётся голодным. Общее ослабление деятельности головного мозга составляет страдание (чувство голода), которому и приписывается ошибочно действия, устраняющие голод.
Пусть у мужчины кровь переполнена сперматозоидами. Это опять побуждает нервы суживать или закрывать все кровеносные сосуды мозга, кроме тех, которые способствуют питанию частей, содействующих утолению полового голода. И тут видим страдание, которым неправильно и объясняем стремление к женщине.
Накопление избытка сил у женщин ведёт к подобному же результату.
Таким же образом сгущение крови от недостатка в ней воды ведёт к утолению жажды.
По этой гипотезе какая ни будь ненормальность в теле, ведущая к его разрушению, уничтожению или ухудшению рода, возбуждает соответствующие (вазомоторные) нервы, которые, влияя на кольцеобразные мускулы кровеносных сосудов дают кровяное питание только тем частям мозга, которые, действуя на прочие мускулы, могут одни устранить возникшую в теле ненормальность. Общее ослабление деятельности мозга сопровождается при этом некоторым ощущением, которое мы называем страданием. Напротив, во время удовлетворения страсти или восстановления нормальности, ощущается радость. Она, конечно, зависит от возобновления нарушенной деятельности мозга.