К.Э.Циолковский

Условия биологической жизни во вселенной и её высота

Редакция по рукописям автора.

9 сентября 1927 год

Предисловие

Константин Эдуардович Циолковский великий Советский учёный изобретатель самоучка (1857 – 1935г.). Часть жизни Константин Эдуардович отдал точным наукам, часть космографии, или изучению вселенной, часть наукам историческим и социалистическим, часть и весьма значительную – изобретениям.

Мысли, записанные учёным: «С тех пор, как я сознаю себя меня мучает желание не прожить без пользы для людей. Разумеется, каждый делает своё маленькое дело и тем уже полезен и необходим. И я таким делом не пренебрегал, будучи непрерывно 40 лет учителем. Но не всякий удовлетворится крохотными делами. Если есть сила, охота, желание и вера в себе, в возможность большего, то человек становится мучеником идеи до гробовой доски» …

«Я не говорю, что я не ошибаюсь. Мне кажется, что я прав. И всё же в моих мыслях нет ничего нецензурного. Я во всём мире признан основателем теории реактивных приборов.

Я изобрёл дирижабль, который в СССР признан лучшей системой.

Я первый дал теорию аэроплана.

Я произвёл множество опытов по сопротивлению воздуха. Перечислять всего не могу, многое ещё и не признано. Что же сделали мои судьи, чтобы иметь право запрещать мне свободно выражать свои мысли!» …………

***

Во вселенной господствовал господствует и будет господствовать разум и высшие общественные организации. Разум есть то, что ведёт к вечному благосостоянию каждого атома, разум есть высший или истинный эгоизм. («Монизм Вселенной») К.Э.Циолковский.

***

Овладев самостоятельно точными науками, вооружившись этими знаниями, К.Э.Циолковский с помощью своего гениального ума, выразил обще человечным понятным и доступным языком свои мысли в трудах. Мысли учёного ничто иное, как голос разума.

УСЛОВИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ И ЕЁ ВЫСОТА.

Все бесчисленные солнца вселенной и все вообще небесные тела составлены из одних и тех же веществ. Планеты освещаются одним и тем же светом солнц, на их поверхности одна и та же сила тяготения. Все небесные тела в известный период своего существования бывают накаленными, т. е. переживают солнечный период, затем остывают с поверхности и представляют планетный период. Выходит, что условия, окружающие небесные тела довольно сходны и не представляют, в сущности, существенной разницы. Поэтому, если на некоторых небесных телах возникает жизнь, то почему бы ей не возникнуть когда-нибудь и на других телах космоса. Но у нас, жителей земли, узкие понятия о жизни и поэтому мы можем указывать на условия жизни только с этой (узкой) земной точки зрения.

Главная масса материи состоит из солнц. Планеты составляют ничтожную, по массе, долю космоса.

Возможна ли на солнцах или внутри их жизнь? Каждое солнце есть арена высокого развития температуры: от нескольких тысяч градусов, на поверхности, до нескольких миллионов — в центре. Благодаря этому, сложные вещества на солнцах не существуют. Они сейчас же разлагаются на простые. Но организм есть сложное тело и поэтому ему нет места на солнцах и тем более внутри их. Кроме того, каждое солнце есть арена бурных движений, страшных потопов, волн, извержений и всякого рода резких перемен. Солнечные извержения достигают высоты десятков тысяч км, скорость – сотен км/с. Значит движение этих накалённых фонтанов в сотни раз быстрее артиллерийских снарядов. Какая жизнь может это выдержать! Нежные зачатки жизни будут немедленно разрушены бурным движением.

Но солнце рано или поздно остынет и покроется тёмной и холодной корой. Может ли оно тогда быть местом для биологической жизни, подобно остывшим с поверхности планетам?

Если оно вращается вокруг другого, ещё не погасшего солнца, то, конечно, может. Ну, а если вокруг нет живительных лучей светила – тогда как? Внутренность погасшего солнца содержит в себе огромную скрытую энергию. И она может послужить для поддержания жизни, перенесённой из других мест вселенной.

Странная жизнь: тёмное звёздное небо, организмы, копающиеся в глубине громадной планеты и извлекающие оттуда, тепло и свет, электричество, пищу и т. д. Однако самостоятельно зародиться этой жизни на погасшем светиле трудно.

Скорее возможна жизнь на остывших планетах с погасшим солнцем. Там и остаётся только приспособиться к извлечению энергии из накаленной ещё внутренности планеты.

Из опыта мы знаем, что возможна органическая жизнь на больших остывших планетах, с атмосферами и солнечным освещением. Но все ли солнечные системы имеют планеты. Нет ли солнц без планет? Если газообразная масса, из которой образовалось солнце, не имела (случайно) зачаточной скорости вращения или она была очень мала, то образование планет невозможно. Ведь они образуются при сжатии материи и все увеличивающейся от этого скорости вращения. Она рождает центробежную силу, которая разрывает гигантское солнце на части, т. е. образует другие меньшие солнца, которые по истечении времени угасают и превращаются в планеты. Отсутствие зачаточной скорости есть явление исключительное, хотя и возможное до некоторой степени. Наверное в каждом млечном пути находится несколько десятков бездетных солнц. Наоборот, чем сильнее зачаточное вращение газообразной массы, тем, до известного предела больше образуется планет и тем они крупнее.

При переходе за этот предел число планет уменьшается и образуется даже только двойные солнца из полной массы.

Большинство солнечных систем имеет обильное количество планет, некоторые из которых так громадны, что образуют систему из многих солнц. Это, так называемые, сложные звёзды или многократные солнца. Но в конце концов и эти громадные пылающие спутники солнц угасают и превращаются в планеты.

Жизнь на тёмных небесных телах находится в зависимости от родившего их солнца. Пока что оно светит, организмы планеты живут. Угасает или ослабевает солнце и биологическая жизнь одновременно гаснет.

Очень важное значение имеет продолжительность свечения солнца. Действительно, чем она больше, тем животные могут достигнуть высшей степени сознательности и совершенства.

Лучеиспускание есть энергия, выделяемая солнцем. Величина её зависит от четырёх причин: от накаленности солнца, от его химической энергии, от механической энергии, происходящей от сжатия силой тяготения, и от радиоактивной энергии. Химическая энергия самая ничтожная (по количеству) её можно не считать. Она могла бы производить свечение солнца в течении нескольких тысяч лет. Тепловая энергия значительнее, в виду миллионов градусов внутренней температуры солнц. Её могло бы хватить на сотни тысяч лет лучеиспускания. Ещё значительнее работа тяготения при сжатии. Её хватает уже на миллионы лет лучеиспускания. Всего же больше энергия распада девяноста (на момент написания статьи) тел, неправильно называемых простыми. Их энергии достаточно для лучеиспускания в течении многих биллионов лет.

Но и эта энергия скоро истощается точнее погасает у малых солнц, или вернее у малых тел, каковы, например, планеты. Действительно, чем больше солнце, тем меньше его поверхность по отношению к массе и тем менее такое большое солнце теряет энергии в единицу времени. Поэтому громадные небесные тела, называемые солнцами, лучеиспускают очень долго после того, как меньшие тела, например планеты, давно уже остыли. Но массы солнц не очень друг от друга отличаются. Поэтому можно почти не обращать внимания на величину их масс. Однако очень отличаются плотности солнц. Гигантские солнца имеют тем меньшую плотность, чем объёмы их больше. У таких поверхности громадны и время лучеиспускания через это сильно сокращается, по крайней мере в тот период, пока они велики.

Астрономия насчитывает миллионы миллиардов солнц. Значит в нашем эфирном острове, судя по нашей планетной системе, не менее удесятерённого количества крупных планет с атмосферами, ещё больше их спутников – и бесчисленное множество планет и спутников меньше нашей луны. На сколько же возможна жизнь на каждой из этих планет? Планета, как и животное, бывает в разных состояниях в течении своей жизни. Она родится, отрываясь от поверхности Солнца. Тогда её состояние бывает накалённым и газообразным. Затем она медленно остывает, вещество её усложняется, оно теряет упругость, сжимается. В то же время она удаляется от Солнца по спирали. По близости Солнца она затопляется его лучами и сама ещё накалена и газообразна, но по истечении биллионов лет остывает, покрывается твёрдой корой, океанами и атмосферой. Освещение и согревание Солнца, вследствие отдалённости, становится сносным для организмов. Зарождается жизнь, начиная с простейших бактерий (протобактерий) и кончая сознательными существами.

Размер планеты при этом имеет большое влияние на появление жизни. А размеры планет (мы говорили) тем больше, чем зачаточная скорость вращения родоначальной газообразной массы больше.

Чем больше планета, тем больше шансов на появление атмосферы. В самом деле, малые планеты имеют сравнительно большие поверхности и поэтому их атмосферы поглощаются окислением металлов, вообще газы химически поглощаются. Наоборот, у больших планет полного поглощения газов не бывает, у них остаётся тем больше жидкостей и газов, чем они больше. Однако избыток газов вреден для жизни, так как затемняет свет солнца и препятствует развитию жизни. Бурные течения необозримых океанов и высоких тёмных атмосфер – также. Помимо этого, большие планеты так долго сохраняют свою накаленность, что, прежде чем остыть, уходят от солнца на такое громадное расстояние, что оно своим слабым светом уже не может возбудить на них жизнь.

На малых планетах мала и тяжесть. Поэтому, если бы там и были газы, то слабая тяжесть всё равно не могла бы удержать от рассеяния быстродвижущихся их частиц. Последние улетают от планет на её орбиту, образуя газовые кольца и рассеиваясь в пространстве, или падая на Солнце или более массивные планеты (от сопротивления эфира).

Большая тяжесть огромных планет не имеет подавляющего условия к развитию жизни, потому что она зарождается в жидкостях, которая уничтожает тяжесть существ, делает их как бы невесомыми, вообще предохраняет их от её (механически) разрушающей силы.

Итак, наиболее подходящие для развития жизни планеты – размерами, примерно, в десяток тысяч километров. Их атмосферы достаточно прозрачны, их океаны не заливают всю сушу, их тяжесть удерживает наиболее важные для жизни газы, их поперечники не настолько велики, чтобы сохранять накаленность при благоприятном удалении от Солнца.

Внутренность планеты не подходит для зачатия и развития жизни: она горяча, лишена солнечной энергии, тверда или недовольно податлива, и поэтому препятствует всякому смешению, образованию сложных веществ, перемещению и движению, без которых жизнь не возможна.

Естественно, что сначала зарождается жизнь в тихих водах, которые, уничтожая вес, предохраняют первые нежнейшие организмы от разрушительного влияния тяжести. Жидкости достаточно прозрачны и содержат в растворе всевозможные вещества и поэтому легче образуют первые сложные органические соединения при участии солнечных лучей. Из тихих вод распространяясь по рекам, она переходит в моря и океаны. Равномерность температуры океанов также способствует зарождению организмов и их сохранению.

Из жидкостей органическая жизнь переходит на сушу (на дно воздушного океана) и поднимается в саму атмосферу (насекомые, птицы, зародыши низших существ).

Ввиду сказанного, каждая солнечная система имеет немного планет, благоприятствующих успешному развитию высшей органической жизни. Собственно, одна планета представляет в этом отношении максимум. На прочих планетах жизнь должна отставать или дать очень несовершенные, недоразвившиеся формы животных.

Возможно, что не каждая солнечная система имеет планеты с органической жизнью достаточно высокой. Например, если все планеты очень малы, так что не имеют атмосфер и жидкостей, то как тут представить себе появление жизни. Если все планеты очень велики, то они долго не остынут. А когда остынут, покроются твёрдой корой и дадут океаны и холодные воздушные оболочки, то так удалятся от своего солнца, что оно своими ослабевшими от расстояния лучами уже не в силах пробудить органическую жизнь.

Эксцентричность пути планет, наклон оси, вообще, не велики у планет нашей солнечной системы. Но если бы они были и гораздо больше в других системах, то это только бы увеличило контраст температур, что, как мы видим у нашей Земли, не служит полным препятствием для возникновения жизни (полюсы и экватор).

Очень слабое суточное вращение планет, увеличивая контраст температур, также повредило бы жизни. Но его наблюдают иногда только у планет спутников (лун). Оно особенно вредит жизни при отсутствии атмосфер и океанов, уравнивающих температуру разных частей небесного тела. Но ведь мы указываем на большие планеты, как колыбели жизни, где есть и вращение, и атмосферы, и жидкости.

Всё же большинство солнечных систем даст каждая 2–3 рассадника высших существ. Миллион миллиардов солнечных систем даст их множество. Между ними найдутся исключительные. О их совершенстве и могуществе мы люди едва-ли можем себе составить ясное представление.

Итак, почти каждая солнечная система заключает в себе колыбель органической жизни.

Как же пойдёт развитие этой жизни? Чего она достигнет? Не преобразует ли саму планету? Замкнётся ли в самой себе, или может быть, перейдёт на другие планеты?

Если жизнь известных нам существ невозможна вне определённых условий, то может быть, жизнь более совершенных организмов, при могущественной технике, возможна вне этих условий на астероидах (без атмосфер) и даже в эфирном пространстве окружающем солнце. Ведь обидно ограничиться ничтожной энергией солнечных лучей, падающих на планету. Ведь она в миллиарды раз меньше полной солнечной энергии, уходящей в пространство бесплодно для сознательных существ!

Едва ли наша солнечная система представляет исключение среди других планетных систем. Она только возраст имеет малый. По будущему Земли мы можем судить о современном состоянии органической жизни на планетах иных систем.

Сознательное человечество едва только зарождается. Человек недалеко ещё ушёл от животного состояния. Наука тлела тысячи лет, проявляясь среди единиц. Техника достигла некоторой высоты в течение немногих столетий. Но что значат все эти столетия и даже тысячелетия в сравнении с грядущими миллиардами лет, ожидающих человечество! Если в сотни лет сделано так много и люди удесятерили свои силы, то что же будет через тысячи миллиардов лет! По теперешнему низкому состоянию науки и техники никак нельзя судить о будущем, т. е. нельзя думать, что всё останется таким ничтожным, как теперь. Только бешено восходящая кривая прогресса может дать некоторое представление о будущих успехах, могуществе, мудрости и благосостоянии будущего человечества.

Чего же мы вправе ожидать от Земли и её сознательного населения?

Прежде всего распространения знаний, потом только общественного устройства, которое выдвинуло бы всё самое высшее и полезное для человечества. Что бы ни одна сила научная и техническая не скрылась от людей и была ими же поставлена на соответствующую высоту (и использована). Тогда прогресс благосостояния пойдёт с небывалой скоростью. Человечество объединиться. Прекратятся войны и другие виды самоуничтожения, потому что не с кем будет воевать. Каждый будет свободен и совершенно независим, так как право на 4 га земли в тёплом климате даст ему, при всяком отношении к нему общества, пропитание и, вообще, возможность независимого существования. Это право нарушается только для насильников.

Мы указали на крайность, необходимую для полной независимости каждого. Большинство же людей найдёт более выгодным и приятным жить обществами, под руководством своих избранных. Но независимость материальная родит смелые мысли и пробудит гений, которым и воспользуются люди.

Не могут они быть хозяевами Земли, если их так мало как теперь. Квадратная сажень корнеплодных в тёплом климате (т. е. 4 квадратных метра) уже могут прокормить человека. Если бы даже понадобилось для этого в 10 раз больше, то и тогда бы 4 га (4 десятины) могли прокормить тысячу человек. Значит население Земли может увеличиться в тысячу раз. И этого люди постепенно достигнут. Вот тогда, в соединении с техническим могуществом, они достигнут господства над Землёй. Будут преобразовывать сушу, воды, атмосферу, климат, растения, животных и самих себя. Сам народ начнёт производить улучшения своих родов путём отбора лучших производителей и другими способами. Растения будут настолько усовершенствованы, что станут утилизировать до 50% солнечной энергии (их достигающей), т. е., в среднем, в 1000 раз больше, чем теперь, а в частности, или сравнительно с наиболее совершенными известными растениями, в 10 раз.

Будут совершаться путешествия в пределах солнечной системы и изучаться планеты. Люди начнут жить в эфире и на всех планетах, но главная жизнь сначала сосредоточится на Земле. Сначала население достигнет максимальной величины, затем перестанет возрастать, но будет улучшаться. Достигнув индивидуальных и общественного совершенства, избыток совершенного населения будет выселять на иные планеты и, главным образом, в эфирное пространство. Планеты не могли дать много места и много солнечной энергии. Эфирное пространство, окружающее Солнце, даёт её в 2 миллиарда раз больше, чем получает Земля, и в 200 миллионов раз больше, чем получают все наши планеты вместе. Лучшее обиталище существ – эфирное пространство. Но и планеты нуждаются в надзоре. Без него жизнь на них получила бы уродливое направление и была бы мучительна. Вмешательство совершенных существ Земли это устраняло. Но прежде существа распространились и размножились в эфире. Население тут возросло ещё в миллиард раз. Это то население и могло выработать (подбором родичей) и выделить особые породы существ, приспособленных к жизни на разных планетах. Но большинство приспособилось к жизни в эфире.

Мы сделали общий обзор судьбы человечества, но не указали этапов преобразования земного шара и его населения. Это завело бы нас чересчур далеко и поэтому может быть только предметом особых работ.

Такова вероятная судьба Земли: слабая картина, представленная нами на основании нашей зачаточной науки и такого же слабого воображения!

Но что же мешает достигнуть этого другим планетам иных солнечных систем! Времени для этого у большинства их было достаточно. Наша планетная система, вероятно, средних качеств, средне-благоприятных условий жизни. Среди же миллиона миллиардов планет сколько должно найтись лучших превосходных условий жизни и прогресса! Они не только опередили наши мечты о земной судьбе, но распространили свой несравнимый прогресс и на другие солнечные системы, избавив таким образом планеты от мук самозарождения, от длинного тяжкого пути несовершенства организмов, который был пройден Землёй и ещё далеко не закончен.

К.Э.Циолковский.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *